Ответьте на 3 простых вопроса и мы подскажем что вам нужно!

1

У ВАС УЖЕ ЕСТЬ
ГОТОВЫЙ САЙТ?

2

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО ТАКОЕ
ЮЗАБИЛИТИ?

План тестирования юзабилити веб-фильтров

Одной из самых важных составляющих любого Интернет магазина является качественно проработанная система фильтров для выбора нужного товара с заданными характеристиками. На первый взгляд фильтры имеют мало общего с веб юзабилити и заниматься ими должны исключительно программисты. Но на практике как будет работать система фильтром и насколько удобно это будет для посетителя, значительно влияет на общее восприятие проекта и количество покупок.

В этой статье мы расскажем, как правильно протестировать созданную систему фильтром и что можно улучшить. Информация структурирована в виде плана, поэтому можете ее использовать как своего рода чек-лист при оценке сайта

Если фильтр не используется – в адресной строке должна быть ЧПУ-ссылка без параметров

При переходе на страницу сайта без каких-либо фильтров, URL страницы должен содержать только ЧПУ (человекоподобные ссылки)

Все ссылки в результате работы фильтра должны корректно работать по кнопкам браузера «Назад» и «Вперед».

Почему это важно. Если пользователь перешел по результату фильтра – в интерфейсе веб сайта необходимо активировать кнопку «Назад» т.к. был совершен переход «глубже» по сайту. При нажатии «Назад» необходимо обеспечить возврат именно на страницу с результатами фильтрациями – не заставляйте пользователей вводить параметры заново.

Пример правильного фильтра: Zimzum.

WEB юзабилити

Убедится в корректной загрузке информации из базы данных в поля фильтра

Правильно работают автоподстановка данных в полях форм

Проверить функционирование всех выпадающих списков, чекбоксов и блоков RadioButton. Достаточно часто данные от этих элементов форм обрабатываются не совсем корректно, особенно если они формируются динамически на стороне браузера.

Убедится, что данные из базы данных и справочников правильно отсортированы.

 Хороший пример: Trainer.ru.

Функционирование форм

Изменение полей фильтра правильно влияют на содержание списка выборки

Проверить корректность фильтрации по отдельным полям

Корректно срабатывает фильтрация по зависимым полям

Почему это важно. При разработке web интерфейса фильтров по нескольким полям иногда возникает дилемма: воспользоваться для объединения результатов по отдельным полям логическим оператором «И» или «ИЛИ». Поясним на примере: если фильтр выбирает к каталоге товаров майки синего цвета «И» размера XL то по результатам фильтра мы получим список только синих маек XL размера. А если мы выберем синий цвет «ИЛИ» размера XL, результат фильтра будет не очень корректным. Часто такие ошибки web usability не видны на первый взгляд, но найти их необходимо.

 

Корректно работает сброс условий фильтра

Сбрасываются не только URL-ы а и параметры фильтрации

Список товаров корректно перестраивается  после отмены фильтра.

  

Фильтр не нагружает сервер большим количеством SQL-запросов.

Все результаты фильтра не должны выводить пустые результаты. Если по фильтру ничего не найдено, необходимо или вывести специальное сообщение, или исключить такие поля из фильтра. Какой вариант применить зависит от конкретного дизайна сайта.

Предусматривается пейджинация для поисковых систем.

Почему это важно. Использование технологии Ajax позволяет получить «бесконечный» список товаров, который подгружается постепенно небольшими порциями. Что находится «внутри Ajax» поисковые системы не видят, но необходимо проиндексировать всю информацию. Решением может быть создание специальных статических ссылок по которым поисковик сможет проиндексировать весь доступный контент.

Страницы, на которых не используется фильтрация должны быть открыты для поисковых систем в т.ч. и постраничная навигация. Страницы с фильтрами соответственно закрываются от индексации.

Почему это важно. Когда к каталогу товаров применен фильтр, происходит перестройка страницы и изменяется ее адрес. Но фактически контент остается прежним, но поисковые системы могут воспринять ее как новую и что особенно плохо с дублированным контентом. Это может иметь очень плохие последствия не только для веб юзабилити, но и для всего сайта вплоть до исключения из поисковой выдачи. Решением проблемы будет открытие для индексации в файле robots.txt только страниц содержащих пейджинацию и страниц с категориями товаров. Остальные страницы не индексируем.

  

Синхронное обновление зависимых полей

При обновлении поля остальные зависимые от него поля должны измениться автоматически и синхронно (пересчет цен при изменении валюты и т.д.).

Почему это важно. Это позволяет свести к минимуму возможные «нулевые» выдачи фильтров и количество шагов для поиска нужного товара или информации.

Фильтр не перегружает кеш сервера и браузера

Для фильтров с большим размером итоговой выборки, проверьте обоснованность его наличия в кеше сервера.

Частота очистки кеша. Хотя кеш не относится напрямую к юзабилити, его корректная работа существенно влияет на восприятие сайта и повышение конверсии. Если кеш будет очищаться очень часто, от кеширования не будет выигрыша в скорости, слишком редкий сброс кеша приведет к снижению скорости отклика страниц.

Почему это важно. Допустим, выбраны следующие параметры товара: красный цвет, размер XL и стоимость 100 долларов. Вероятность точного повтора такого набора условий достаточно мала и соответственно кешировать эту выборку нет смысла. Но каждый сайт требует индивидуального анализа типовых запросов.

 

Облако тегов или «хлебные крошки»

Если на странице с результатами фильтра происходит переход по ссылке из «хлебных крошек», по кнопке «Назад» должен быть корректный возврат к результатам фильтрации.

Спасибо за внимание и всем хорошего веб юзабилити !

Читайте так-же:

Usability testing: план тестирования юзабилити форм ввода

Экспертная оценка сайта и его юзабилити: улучшаем форму входа на сайт

Улучшаем юзабилити сайта через формы регистрации