Ответьте на 3 простых вопроса и мы подскажем что вам нужно!

1

У ВАС УЖЕ ЕСТЬ
ГОТОВЫЙ САЙТ?

2

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО ТАКОЕ
ЮЗАБИЛИТИ?

Оценка юзабилити: семь основных принципов

Основная идея лежащая в основе анализа юзабилити, заключается в том, что реальные пользователи будут выполнять определенные задания, используя программное обеспечение, выбранные сайты или мобильные устройства.

Оценка юзабилити сайта

Первым стратегическим шагом в таком тестировании будет четкое составление заданий, которые должны выполнить пользователи. Как только мы поймем, к какому результату должна привести оценка юзабилити сайта, и на основании каких параметров будут оцениваться результаты, мы сможем разработать реалистичные задания для тестовых групп.

Создавая сценарии тестирования, старайтесь найти баланс между доступностью действий и отсутствием ненужной детализации мешающей воссоздать реальные условия использования сайта. Специалисты по юзабилити рекомендуют придерживаться следующих правил:

  1. Нужно быть максимально конкретным

    Цель тестирования

    Максимально четко объясните всем цель тестирования. Вместо общих и расплывчатых фраз, например, «найдите самый привлекательный раздел сайта», попросите найти последнее предложение скидки с положительными отзывами.

    Большинство посетителей сайта начинают работу с сайтом с определенной идеи и четкое определение цели тестирования исходя из предположений о цене, качестве дизайна и количестве положительных отзывов, значительно сужает область поиска. В тестировании юзабилити посетители сайта будут неизбежно испытывать проблемы если изначально не будет конкретных целей, и придется постоянно выяснять у модератора теста (если он будет) зачем собственно все собрались. Необходимо стремится к максимальной четкости и не стоит заставлять пользователя гадать о целях тестирования. Например, «найдите на сайте раздел технической поддержки и создайте новый запрос, оцените удобство интерфейса по пятибалльной шкале».

  2. Не давайте заданий, которые невозможно решить

    Если вы просите найти определенную страницу на сайте, проверьте, что она действительно есть. Как это ни странно звучит, но оценка юзабилити сайта страдает от этого достаточно часто. Убедитесь что все элементы задания на месте – этим вы существенно упростите процесс прохождения теста и получите достоверные результаты.

    Не стоит давать слишком обобщенные задания. Например, задача «найти подходящий вам товар в каталоге» приведет к тому, что участники будут стремиться выполнить задание в любом случае. Даже если товар не слишком подходит, посетитель все равно внесет его в корзину, закончит задание и получит вознаграждение. И это создаст ложное впечатление о популярности товара и может привести к остановке дополнительного тестирования.

  3. Говорите с пользователем на его языке

    Язык пользователя

    Одной из распространенных ошибок является проецирование внутреннего корпоративного языка на навигацию сайта или рекламного документа. Еще один неудачный пример – предлагать для тестирования выполнение задач, составленных на внутреннем фирменном жаргоне или с применением специфической терминологии. Если пользователи не владеют терминологией, это может привести к неверной трактовке результатов или полному непониманию задания. Пользуются пользователи словом «активы», когда просматривают сайт о домашних финансах? Знают потенциальные пользователи слова «конфигурация параметров» или «включение архивирования»?

  4. Не указывайте посетителям сайта, как и что делать

    Не мешайте во время теста выполнять задания, хотя дополнительная информация необходима на каждом шаге. Оценка юзабилити сайта не будет иметь объективных и четких результатов, если вы будете постоянно «вести под руку» пользователей. Пример: не стоит писать в задании «Нажимайте на кнопку внизу экрана для добавления на карту GPS координат», просто дайте задание «добавьте координаты GPS к выбранному товару»

  5. По возможности не стоит делать части взаимозависимыми

    Цель тестирования

    Важно постоянно менять порядок тестовых заданий т.к. пользователи быстро учатся выполнять стандартные последовательности тестов. Если части тестирования будут зависеть друг от друга, например «загрузить файл» в одной части и «удалите файл» в другой, то в случае невыполнения первого теста с большой вероятностью не будет выполнено и второе. Предложите иной вариант (другой файл) продолжения теста. Это не всегда возможно при тестировании программного обеспечения или сайта, но старайтесь предусмотреть возможный результат взаимозависимых задач: они могут, как упрощать, так и усложнять тест.

  6. Предоставьте дополнительную информацию, но не слишком подробно

    Вы должны дать только информацию для заинтересованности пользователя в прохождении тестирования. Не стоит слишком вдаваться в детали иначе это будет не тест, а выполнение действий по бумажке.

  7. Сценарии теста для модерируемого и немодерируемого аудита должны быть разными

    Искусство составления сценариев проверки юзабилити оттачивалось в основном в процессе модерируемых тестов в лабораторных условиях. Однако если планируется немодерируемое тестирование, то требуется повышенная точность заданий. В этом случае у пользователя не будет возможности обратиться к модератору для уточнений и разъяснений.

Поскольку мы не хотим давить на пользователя и давать чересчур подробные инструкции, нам необходимо быть точнее. Нужно указать все используемые цены, торговые марки и товары. Может сложиться мнение, что такими действиями мы лишаем пользователя самостоятельности. Но, статистика показывает, что в немодерируемых тестированиях, уровень прохождения всех заданий редко больше 90%. Даже при точных инструкциях посетители могут потеряться в неудобных меню, панелях навигации или использовании очевидных терминов, поскольку общая структура сайта может быть очевидна только для разработчиков, а не клиентов.

Баланс юзабилити и сложности сайта

Для соблюдения баланса между влиянием на пользователя и сложность заданий нужна длительная практика. Не может быть «универсальных» методик, поэтому не бойтесь экспериментировать с методиками (объединить модерируемое и немодерируемое тестирование) или целями (баланс между доступностью и точностью теста). Иногда может быть полезно прочтение тестов вслух вместо распечатки или вывода на экран. Это особенно помогает, если требуется оценка юзабилити мобильного приложения.

Читайте так-же:

Ошибки юзабилити при создании форм покупки в Интернет-магазинах

Оценка веб сайтов: пошаговое руководство

Разработка web интерфейса: важные особенности